Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи |
Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери г. Углича Игумен Николай (Шишкин), магистр богословия
Великая княгиня Ольга и преподобномученица Елизавета.
В этом году мы празднуем 700-летие прп. Сергия Радонежского, в следующем году 28 июля – 1000 лет со дня блаженной кончины св. равноап. кн. Владимира, единоличный выбор которого способствовал пришествию на русскую землю византийского православия, что и явилось предпосылкой появления великого сонма русских святых, среди которых и преподобный Сергий и, к слову сказать, преподобномученица великая княгиня Елизавета Романова, 150-летие со дня рождения которой мы совершали недавно. Слова «цивилизационный выбор» лучше сменить здесь на философский термин «духовная парадигма». Если рассматривать все без исключения исторические, агиографические, фольклорные, литературные источники, то следует сделать вывод, что выбор этот был крайне непростым и касался напрямую величия личности равноапостольного князя, широты его взглядов, интеллекта и, самое главное, воспитания, преподанного ему его великой бабушкой равноап. Ольгой. Эти два имени разделять нельзя, также как нельзя разделять имена равноапп. Константина и Елены для более древней истории христианства. Заметим, что если Константин и Елена были сыном и матерью, то Владимир и Ольга – внуком и бабушкой. Если посмотреть на житие равноап. Ольги, ее крайнюю решительность и властность и, вместе с тем, глубочайшие христианские смирение и кротость, то, с педагогической точки зрения, нужно иметь в виду, что бесконечно любя своего сына Святослава и потерпев в его христианском воспитании фиаско, она всю свою веру и чаяния о Великой Руси передала внуку. Причем, воспитывая в детстве Владимира, Ольга уже имела достаточный опыт и училась на своих ошибках. Это также является доказательством огромнейшего ума равноапостольной княгини. Скажем так: она шла непроторенным путем, сравнимым с апостольским, и споткнулась только один раз, - это делает ей честь, прежде всего как женщине. Через 920 лет ещё одна святая прославит имя Божие уже великим мученичеством за Христа, также будучи другой веры и сделав выбор в пользу Святого православия. Это будет не кто иной, как внучка королевы Виктории(владевшей тогда большей половиной мира), принцесса Гессен-Дармштадская и великая княгиня русская Романова Елизавета Феодоровна. Собственно говоря, цивилизационный выбор был сделан уже Ольгой, любившей посещать Константинополь и велевшей строить православные храмы по берегам Днепра; также любившей путешествия и по Волге, где создавались первые христианские общины, уже имевшие поддержку высшей власти. Здесь налицо разница между тем, что было у славян в христианском смысле после проповеди святого апостола Андрея Первозванного, когда христиане должны были охраняться от языческих волхвов и ведунов, возможно недооценивавших параллельно жившую с ними тайную христианскую общину, и следующим: христианские общины стали получать благословение от великой княгини, принявшей крещение от рук Вселенского патриарха. Оценка язычниками новой веры стала адекватной. Можно предположить, что настоящее сопротивление христианству на Руси начинается именно с периода княжения Ольги, а не как принято считать - с начала второго тысячелетия от РХ. Согласно житию и летописям, равноап. Владимир в юности был «достойным» продолжателем дел своего отца. В молодости по его приказу были принесены в жертву идолу Перуну на Днепре двое знатных людей. Это были христиане. Возможно, этот момент и является переломным в судьбе Великого Владимира, а, стало быть, и Киевской Руси. Подумаем, что могла рассказывать маленькому внуку бабушка-христианка? Скорее всего, вместе с описанием небесной красоты Константинополя и Византии, основная масса ее повествования была о житиях святых, в том числе мучеников первых веков. Когда христианская кровь искапала на берегу Днепра, перед очами молодого князя встали все ужасы мучений и святость древних святых. Остается неясным вопрос – зачем молодой Владимир пошел войной на Константинополь. Есть два ответа: чтобы возвеличиться в глазах своих подданных (будучи умным человеком, он понимал, что это заведомо проигрышное дело); или же он хотел своими глазами увидеть то, что запомнилось с детства из общения с равноап. Ольгой. Возможно, князя влекли обе причины. Здесь нужно постараться исключить жажду наживы (повторяем, Владимир был очень умен). Внезапно поразившая его у стен Константинополя слепота должна пониматься нами как перст Божий, всеочищающий и указующий. После крещения он увидит Святую Софию и первую для него Литургию в ней глазами уже не язычника, а христианина. Об этом будут в дальнейшем писать летописцы, петь Бояны, сказывать сказители и т.п. Но одно в многочисленнейших свидетельствах этому будет описываться одинаково: «Мы не знаем, где мы находились – на земле или на небе». И сколько бы кто ни говорил, что был сделан скрупулезный выбор между латинской верой или магометанством, что были некие послы, объяснявшие суть каждой из религий – все-таки склонимся к мысли, что это было Божественное Провидение, и иного выбора впитавший с детства христианство молодой князь сделать не мог. Конечно, папские легаты, языческие и магометанские посланники приезжали. Однако, не стоит забывать, что на Руси была своя, сформировавшаяся в течение многих веков языческая религия, и так просто, без руки Божией, она бы никогда не канула в Лету, ибо до сих пор Русское Православие очень идентично, национально и до сих пор в нем просматриваются отголоски тех языческих времен (гадание на Святки, празднование и сожжение Масленицы, праздники всевозможных урожаев). Все это Церковь позволила сохранить, а некоторые вещи даже впустила в свой обиход. Итак, мы кратко проследили и определились в том, что выбор равноап. Владимира в пользу Православия был чудесен и синергичен с Богом. Здесь воля главы народа не по просьбе матери, как это случилось в Древнем Риме, а самостоятельно, была сонаправлена Христу, Который показал вновь обретшему зрение (не только телесное, но и духовное) князю все духовное и земное великолепие Тела Своего, Своей Церкви. Давайте представим себе великого князя, возвращающегося из похода на Константинополь. Можно поставить себя, например, на место государственных людей-язычников. Князь возвращается крещеным, повенчанным с императорской дочерью (а ведь это была дочь римского цезаря) и огромным приданым принцессы Анны, несметными сокровищами, которые вряд ли бы удалось добыть военным путем. И самое главное – представителями византийского духовенства и епископата. Теперь представим себя на месте самого равноап. князя: надо было обустраивать свою христианскую жизнь (жить с одной венчанной женой, распрощавшись с многочисленными наложницами, воцерковлять своих слуг и помощников, многие из которых, кстати, были тайными христианами, и при этом не забывать о народе, который еще помнил, как равноап. Ольгу, так и Святослава). Уверен, что опять без особой Божией благодати и помощи здесь не обошлось. В 988 году Владимир принимает подвижническое решение: крестить язычников на берегу Днепра. Итог: немногочисленная христианская часть общества молилась и радовалась, языческие жрецы и колдуны свирепствовали и призывали народ к войне. Кстати, о военных действиях в то время нет ни одного упоминания. Почему? Любовь народа-ребенка к своему князю, изменившемуся после крещения даже внешне, не говоря уже о внутреннем христианстве, возросла настолько, что до сих пор все эти былинники и сказители передают нам одно имя – Владимир Красно Солнышко. Здесь пример того, как один человек может, изменившись сам, изменить ментальность целого народа и при содействии Святой Троицы тем самым положить начало новой цивилизации, развитие которой будет обусловлено только одним – великой духовной парадигмой – Православием. Заметим, как это схоже с тем, что будет происходить в XIV веке с прп. Сергием Радонежским и его Троице-Сергиевой Лаврой. В начале же XX века, в жуткую годину безбожной пропаганды, ушатами выливавшейся на Русский мир именно те из аристократов, кто принял православие недавно, а, значит, разобравшись в нём, прославятся мученичеством за их новую веру. Это будут первые очистительные жертвы, благодаря которым, мы можем воочию наблюдать сегодняшний подъём. В их числе и прпмц. Елизавета. Цивилизация – слово, происходящее от латинского civilis, означающего «гражданский, государственный». Если иметь в виду современную демократию и все, что подспудно вкладывается в это понятие, то слово это должно было происходить от понятия «государственный», ибо государство сейчас довлеет над всеми и над каждым в отдельности, как на Востоке, так и на Западе без всякого исключения. Имея в виду вышесказанные пять пунктов, мы можем, не стесняясь никаких второстепенных вещей и доводов сказать, что выбор Руси был гражданским и именно это есть демократия в ее изначальном виде, соответствующем полному лексическому значению этого слова. На Руси после выбора святого Владимира тут же образовывается симфония Церкви и Государства по византийскому типу. Кстати, на латинском Западе, где всего лишь через 60 лет состоится раскол с Востоком (а назревал он, как известно, с середины первого тысячелетия) уже был практически признан примат папы над светскими государями. Именно поэтому там заполыхали костры Инквизиции, из поколения в поколение сжигавшие большую часть талантливейших людей. Кстати, здесь ответ на вопрос: почему же в России никогда не пылали эти костры? Да, мы знаем, что агонизировавшая как государство уже в то время, Византия ничем не могла нам помочь в борьбе с будущим латинским нашествием, кроме одного, - византийская духовность дала нам в то время таких людей, как святые Антоний и Феодосий Печерские и Александр Невский. Данная взятая у Византии политическая система обусловила развитие нашего государства с превалирующим значением духовно-нравственного начала в людях, которое выпестывалось веками и поколениями в людях, населявших Русь. Как известно, дух творит себе форму; благодаря такому цивилизационному выбору, определившему особую форму нравственности и духовности (это называется Православным христианством), этот народ победить стало невозможным. Прекрасной иллюстрацией этого являются многочисленные битвы – как с латинскими орденами, так и с монголо-татарской ватагой – венцом которых явились Куликово поле, освобождение Москвы от поляков, Бородинское сражение, битва за Сталинград, Курская дуга, битвы за Москву и Ленинград. То есть, то, что было заложено смелейшим выбором равноапостольного Владимира, развивалось постепенно и достигло своего апогея уже и в XX веке. Что ж, можно, без всякого сомнения, надеяться на то, что святость этого выбора, народность его сыграют еще свою решающую роль. Везде пишут и говорят о том, что невозможно понять русскую душу. Но самое отвратительное в этих словах то, что большей частью они писались, начиная с середины XIX века и по сей день именно в России. В Евангелии сказаны великие слова, Господь говорит о том, что без Него мы не можем творить ничего. Если на Западе, где все подвержено расчету, педантичности и рационализму, без Христа обходились и обходятся (их цивилизационный выбор был сделан не в пользу духовного начала во Христе, а в огосударствлении церковной власти), то в России духовно-генетически сформировавшийся народ стал полностью соответствовать еще одному евангельскому постулату: «Если не будете, как дети, не войдете в Небесное Царство». Православная кровь, в которой живет душа, жаждущая Бога и больше, собственно, ничего и никого, творит в себе абсолютно отличные от западного образца формы. Люди, сформировавшиеся под действием русской духовной парадигмы, одновременно смелы и смиренны. Они готовы тотчас пожертвовать собою, заступиться за ближнего, побороть любого врага. И смиренны при этом настолько, что могут десятилетиями жить на подножном корму, находиться в полном уничижительном состоянии и при этом радоваться Жизни как никто другой. При неправильном цивилизационном выборе, который делается не в пользу духовности, получается прямо наоборот: если смелый, то хам и гордец, если смиренный, то обязательно трус. Здесь срабатывает закон диалектики: смелый и одновременно смиренный человек может оценить и понять, кто такой хам и трус; у хамов и трусов кипят мозги от непонимания того, как в человеке могут сочетаться смелость и смирение. Здесь раскрываются глубинные результаты христианской духовности, и они, как мы видим, просты. В этой связи бесполезно надеяться, что кто-либо нас когда-нибудь поймет. Все события последних хотя бы 10 лет мировой истории это подтверждают. Итак, цивилизационный выбор сделан тысячу лет назад. Мы являемся продуктом этого цивилизационного выбора. Этот выбор был нужен Богу, и мы сделали его. Давайте спросим себя – а только ли Богу и Его Церкви это нужно? Ответ один – он нужен всей планете, для того, чтобы Всеблагая, Всепронизывающая, Всепоглощающая Любовь Божия имела бы часть в каждом из нас, так как мы, хотя и падший, но все же образ и подобие Ее. Попирать в себе этот образ, заботясь только о земном - полное сумасшествие, обусловливающее «безумие мира сего» (ап. Павел). В заключение скажем, что не знать своей истории, особенно такой, как у нас – преступление не только перед своим народом, но и перед всем человечеством. Знать же и воспринимать свою историю адекватно, не быть напыщенным индюком, не знающим родства, а стать человеком духовным – главная задача всего нашего народа. Сейчас часто говорят о «духовных скрепах», зачастую не понимая, что изначально вложено в эти слова. А ведь в этих словах, как и тысячу лет назад, исходящего от первого лица в государстве, содержится призыв именно к тому, что изначально вкладывалось в понятие «духовность». В Библии сказано «Бог есть Дух, дышит где хочет». Единственным препятствием для того, чтобы Дух Божий дышал бы в нас, и мы дышали бы Им, является наша злая непокорная воля и нерешимость к созиданию подлинной церковности, а не некоего гнусного лубка, в который рядится все та же обезьяна Бога, дух злобы поднебесный, сатана. Борьба за власть – квинтэссенция падшего мира. Чтобы спастись, нужно бежать всякой власти, какой бы то ни было, видимой и невидимой. Ибо власть принадлежит Богу. Тем же, кому Он ее вручил, необходимо быть истинно церковными людьми. Таким был и является для нас один из главнейших насельников Царства Небесного, заступник за русскую землю, равноапостольный князь Владимир. Говоря сегодня и о святой преподобномученице Елизавете, не будем скрупулёзно останавливаться на её житии, это есть в интернете и печатных изданиях. Житие это грандиозно, а акафист, составленный ей, невозможно читать без слёз. Скажем лишь о двух вещах: она, собрав с площади по кускам останки своего взорванного террористом мужа, пошла к убийце в тюрьму, имела с ним беседу и по-христиански простила его, а затем, продав свои бриллианты, купила землю в центре Москвы и организовала святую Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель явила собой абсолютно новый для православия тип женского монашества. Оно было сострадательным и милосердным. Безусловно, здесь есть чему поучиться и в наше непростое время. Вымолив своего мужа для вечности, святая и свою жизнь отдала на мучения. 17 июля 1918 года её и еще нескольких высших русских аристократов сбросили ранеными в одну из заброшенных шахт в городе Алапаевске. Пять дней люди со слезами приходили слушать, доносившие оттуда православные песнопения, среди которых особо выделялось «Иже Херувимы...», которое пели два женских голоса. Это были свв. преподобномученицы великая княгиня Елизавета Романова и её сподвижница и келейница инокиня Варвара Яковлева. Когда «белые» нашли и достали их из шахты, вся их одежда до исподней оказалась разорванной на бинты, которыми они перевязывали раны находившимся с ними. Не забыла она своего служения и в страшных мучениях... По прижизненной просьбе вел. кн. Господь сподобил пребывать им на Святой Земле их нетленными мощами.
Источник: https://yadi.sk/i/PQTKqOLSdgCB9 | |
Просмотров: 682 | | |
Всего комментариев: 0 | |