Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

КОРНЕСЛОВЫ

ИДЕОЛОГИЯ И ИКОНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В.В.Семенцов

 1. Корнесловное осмысление идей и идеологий.

    Слово идея этимологически того же корня, что и видъ. Пришедшая в голову идея – это  видимость решения -  то, что временно разрешает, разделяет запутанные связи и противоречия. Согласно Этимологическому словарю древнегреческого языка  Хофмана, (с. 80) слово видъ – славянский вариант древнегреческого эйдос - состоит  из двух древнейших корней: 1) греч. эй (слав. вь) и   дь.. Первокорень вь есть в таких словах, как вить, вязать, веквеять, ветер,  приставка во- . Этот корень заключает в себе образ вития, связывания, внутреннего сплетения нитей. Корень дь, встречающийся с таких словах, как делать, делить, диалог, два, заключает в себе образ деления, раздвоения, двойственности.  Мысленное витие и деление, сочетаясь, порождают внутреннее связывание разделенного, синтез проанализированного, то есть определение увиденного предмета.  Определение, или всестороннее отделение избранного предмета   от всех других, позволяет мыслящему человеку отнести воспринятое к тому или иному видувещей, известных из предыдущего жизненного опыта. Характерно, что в британских греческо-английских словаряхэйдос-вид переводится как kind (разновидность), а не как image (представление) или view (внешний вид).
     Идеи классифицируют действительность, обобщают, упорядочивают человеческие представления. Опираясь на данные современных исследований человеческого головного мозга, можно утверждать, что идеи левополушарны.  Человек, руководствующийся в жизни идеями, отличается доминированием функций левого полушария головного мозга в мышлении, переживаниях и в поиске решений. Это означает, что идейные люди предпочитают анализ синтезу, абстракции – конкретным вещам, формальную логику – интуиции, цифру предпочитают букве, а букву – духу. Наконец, левополушарный ум склонен более к самооправданию, критике других мнений, лжи, многословию, быстроте поверхностных решений и фантазиям, тогда как правополушарный – правдив, немногословен до косноязычия, медлителен, основателен, совестлив, доверчив по отношению к другим и критичен только по отношению к внутреннему голосу своего левого собрата.
    Идейная левополушарность, таким образом, есть свойство человеческой психики навязывать себе кажущуюся видимость истины вопреки собственному трезвомыслию и совести.
    У каждого человека обязательно есть свои идеи – видоизмененные образы и  общие представления о видах вещей, которые хранятся в памяти. Вслушаемся в это словосочетание: видоизмененный образ. У каждого образа есть свой внешний вид, который, в отличие от самого образа, изменяется. Сразу заметим, что истинные образы, или образцы сотворенных вещей – всегда те же. Они не меняются и не повторяются в своей уникальности, потому что представляют собой чистые невещественные и невидимые формы, порождающие все многообразие видимого мира.
     Видоизмененный образ подобен переодевшемуся или поизносившемуся человеку – внутри носитель прежний и имя у него прежнее, а внешний вид  – иной.
     Каждая идея имеет свое словесное выражение и название, то есть свою логику или логию. Греческий логос, от которого произошла логика или логия буквально переводится как «(у)словие, согласие». Этимологи, восстанавливая праязыковой корень  греческого слова логос  *leg,  указывают на первообраз избирания и соединения избранного: «…originally "to gather, collect, pick out, choose" (cf. election), from PIE *leg- "to pick together, gather, collect" (cf. Gk. legein "to say, tell, speak, declare," originally, in Homer, "to pick out, select, collect…» – «первоначально «собирать, подбирать, выбирать, избирать» (сравните election – выборы), от праиндоевропейского * leg- «собирать вместе, собирать, выбирать» (ср. греч. легейн «сказать, говорить, объявлять», первонач. у Гомера «избирать, селекционировать, собирать». В современном греческом языке логос помимо «слово» означает также и «слух, молва», «смысл».
      Совокупность избранных или специально подобранных идей (видимостей) и  их словесных выражений принято называть идеологией. Корнесловно идеологию можно  определить как словесное описание сотворенного мира – деление  всех образованных Творцом вещей на виды и роды в соответствии с общепринятыми взглядами и представлениями. То, что первоначально образовано свыше – образец вещественного мира – вечно и неизменно, То кажущееся, что мы можем видеть и высказывать в речи – временно и изменчиво. Любая идеология по-своему описывает видимое временное воплощение невидимого вечного мироустройства. В этой способности представлять невидимое как видимость заключена огромная сила и немощь мировых идеологий. С одной стороны, идеологи открывают людям глаза на невидимое и невиданное, в том числе, на присутствие в нашей жизни духовных сил. С другой стороны, не будучи пророком и представляя людям видимость того, что он сам никогда не видел, идеолог неминуемо врет, вольно или невольно выдавая свои взгляды и интересы  за высшую истину. Единственная сила, которая мешает господствующим в современном мире идеологиям полностью захватить сердца и умы образуемого, воспитываемого и развлекаемого ими человечества, это  Бог.
     В Духе и Слове истины Бог Отец незримо присутствует не только в откровениях Священного Писания, но и в каждом человеческом  слове-логосе, при каждом поступке, диалоге людей, и даже при каждом вздохе, при каждом проявлении  жизни.  «Везде сый (вездесущий) и вся исполняяй», Дух истины часто противоречит мировым идеологиям, очищая нас «от всякия скверны» и спасая наши души от полного порабощения ложью и лукавством.  Когда идеологи собирают людей на площадях, у экранов телевизоров, на ибирательных участках, призывая их к объединению во имя всего святого, то есть ради Бога, Господь незримо вступается за тех, кто действительно пришел и слушает чужие слова во имя Него. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (От Матфея, 18, 19-20).  
     В таких условиях каждый идеолог, претендующий на ведение и откровение невидимого, становится перед двойственным выбором. Первый путь к воспитанию и руководству  сердцами и умами людей во славу Божию известен из житийной литературы, Библии и святоотеческого предания. Надо служить Богу, удаляться от мирской суеты, вести праведную жизнь, подвигаться к тому, чтобы стать Божьим послушником и угодником – избранным Богом пророком и живой иконой-образцом святости и богоподобия. 
    Второй путь известен из истории всемирных войн, революций и политической борьбы. Надо услужить человеку, общественному мнению – себе любимому. При этом следует быть в центре всеобщего внимания, смело бросить Богу вызов, посеять в  сердцах и умах своих поклонников сомнения в Божественном Откровении.  Далее надо собрать как можно больше людей в свое имя, стать их кумиром и создать иллюзию собственного величия, ведения невидимого, всемогущества, скорой победы над несправедливостью, страданиями и смертью –  попытаться заменить Бога собой при помощи подмены святых икон передовыми идеями. Одним словом, надо создать себе ИМЯ у людей.    «И рекоша: созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небеси. И сотворим себе ИМЯ, прежде ни же  рассеятися нам по лицу всея земли» (Быт., 11, 4).
    Слово ИМЯ имеет прямое отношение к идеологии, к выбору жизненного пути, к судьбе и к личности каждого человека. Этимологически оно восходит к тому же корнесловному образу, что и древний глагол ИМАТИ – «хватать, ловить». 
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ или СКАЧАТЬ статью

 



Источник: https://yadi.sk/i/xGw6wKzujWnBu
Категория: Статьи | Добавил: Алтын (05.10.2015)
Просмотров: 557 | Теги: русский язык, Корнеслов | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar