Главная » 2015 » Ноябрь » 23 » Участники эрудициона «Князь Владимир – выбор веры», посетили с экскурсионной программой Москву
09:45
Участники эрудициона «Князь Владимир – выбор веры», посетили с экскурсионной программой Москву

Накануне Дня народного единства обучающиеся УМР, участники эрудициона «Князь Владимир – выбор веры»,  посетили с экскурсионной программой Москву: Новоспасский монастырь, усыпальницу бояр Романовых, Красную площадь и московский океанариум.

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью Москвы. Он был основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном святого благоверного великого князя Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловым монастырем. Там Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня.В самом начале XVII столетия монастырь успешно выдерживал осаду польских захватчиков. У его стен русское ополчение готовилось к окончательному освобождению столицы от польско-литовских интервентов. Именно с этих лет, с момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол, в истории Новоспасского монастыря начинается эпоха процветания. Тому было несколько причин. Еще в 1498 году рядом с незадолго до этого освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых, основатель династии. В XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода.
Лжедмитрий I, едва воссев на московском троне, повелел перенести в монастырь из далеких северных селений захоронения трех бояр Романовых, сосланных Борисом Годуновым. Стремясь отменить все указы и решения ненавистного ему Бориса, Лжедмитрий, сам того не ведая, оказал великую услугу будущему царскому Дому. Вплоть до XVIII столетия монастырь оставался местом захоронения членов царствующей семьи Романовых.
Не нужно объяснять, каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место последнего пристанища их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». На Новом месте, монастырь продолжал оставаться местом великокняжеского и царского богомолья и назывался «царскою, комнатною, великою, пресловутою, первостепенною обителью».
Государи Российские на протяжении всей истории покровительствовали обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги - все то, что составило богатейшую ризницу монастыря.
Даже Петр I, сдержанно относившийся к вопросам религии и не питавший особой «любви к монастырям», повелел в 1689 году украсить монастырский собор росписью, а в 1717 году, в знак особого внимания к усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов.В 1913 году - в год 300-летия Дома Романовых - Новоспасский монастырь посещает император Николай Второй. 26 мая 1913 года государь изволил благодарить за стройное и красивое пение народный хор монастыря, который исполнил юбилейные кантаты и тропарь иконе Божией Матери "Феодоровская" - покровительнице царственной фамилии. В те годы Новоспасский монастырь, расположенный на окраине Москвы, становится центром религиозно-нравственного просвещения населения. На фоне всеобщего охлаждения к вере в обители проводились миссионерские занятия, обучение неграмотных; многочисленным было и организованное при монастыре Общество церковного пения и трезвости. Число молящихся значительно возросло - по воскресным и праздничным дням храмы монастыря не могли вместить всех желающих. 1918 году Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти . В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1930-е годы начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 году территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности Православию. Было принято решение взорвать обитель, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война.В 1950-е годы безо всякого внешнего воздействия  рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году благодаря открытому письму Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 году на территории обители создается "Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР". Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения "Союзреставрация" и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.

Среди замечательных персон русской истории династии Романовых, захороненных в обители можно отметить Инокиню  Марфу, в миру Ксения Ивановна. Дочь избранного в «тысячу» Грозного Ивана Васильевича Шестова, из захудалого, но «доброго» рода, Ксения Ивановна около 1585 г. вышла замуж за Федора, сына знатного боярина и царского родственника Никиты Романовича. Она имела от него несколько человек детей, из которых большинство умерло в младенчестве, и к 1601 г. в живых оставались только Татьяна и Михаил (будущий царь). В этом году суровая опала государева, постигшая «Никитичей» Романовых, разрушила семейное счастье Ксении Ивановны. Как и муж ее, насильственно постриженная в монашество (с именем Марфы), она была разлучена даже и с детьми и сослана в заточенье в Заонежские погосты. Только торжество Самозванца вернуло ей свободу, и годы 1606-1608 она прожила, вероятно, в Ростове, куда Филарет (бывший Федор Никитич) был поставлен в митрополиты, с сыном (дочь была уже замужем за князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским).

Старшая дочь царя Михаила Фёдоровича стала первой «багрянородной» царевной династии Романовых: она родилась, когда её отец уже занимал московский престол. Вероятно, имя своё получила в честь тётки Михаила — Ирины Никитичны (ум. 1639).

Ирина, как и все царевны, росла в тереме. Придворные мастерицы обучили девочку грамоте и рукоделию. Ирина Михайловна оказала очень большое влияние на своего младшего брата Алексея, когда он стал царём. В своих письмах в 1650-х годах он прежде всего обращается к сёстрам: Ирине, Анне и Татьяне, а уже потом к жене и детям. В этих посланиях присутствует просьба к старшей сестре позаботиться о его домашних. Ирину он называет своей матерью. Лишь после второго брака Алексей Михайлович в переписке ставит на первое место дочерей и молодую жену Наталью Кирилловну. Жила Ирина то в Москве, то в селе Рубцове (Покровском), доставшемся ей от бабки инокини Марфы. Там она занималась хозяйством: разводила сады, устраивала пруды, занималась благотворительностью. Ирина Михайловна выделила большую сумму из своих личных денег на строительство женской Успенской обители. Царевна весьма сочувственно относилась к старообрядцам. Она выступала защитницей боярыни Ф. П. Морозовой и протопопа Аввакума. О её помощи Аввакум вспоминает в своём «Житии». Во многом благодаря именно её заступничеству Аввакум не был подвергнут урезанию языка и отрубанию руки в 1660 - 1670-х годах. Протопоп Аввакум писал Ирине Михайловне из пустозёрской тюрьмы. Царевна Ирина так и не вышла замуж. 29 июля 1672 года она вместе с царевичем Федором Алексеевичем стала восприемницей при крещении своего племянника, царевича Петра. Умерла в возрасте 51 года в 1679 году. Погребена в Новоспасском монастыре.

 

Сергей Александрович Романов (1857 – 1905) - Великий князь, пятый сын императора Александра II, дядя Николая II. Женат  (1884) на Елизавете Феодоровне, урожденной принцессе Гессен-Дармштадтской, старшей сестре императрицы Александры Феодоровны. Московский генерал-губернатор, командующий войсками Московского военного округа, член Государственного совета, генерал-лейтенант, генерал-адъютант. Создатель и первый Председатель   Императорского Православного Палестинского Общества.    Был убит террористом Каляевым.  На месте убиения по проекту знаменитого художника Виктора Васнецова был воздвигнут великолепный бронзовый Крест, сразу ставший такой же достопримечательностью Кремля, как Царь-Колокол и Царь-Пушка. Воздвижение Креста на Крестьянской площади, около Новоспасского монастыря, где находится фамильная Усыпальница рода бояр Романовых, явилось глобальным историко-религиозным событием, прославляющим вечные нетленные ценности  человеческого благородства и христианского милосердия. Прах Великого князя тоже покоится в монастыре.

 Посещение таких исторических и сакральных мест детскими группами принципиально  и необходимо  в деле нравственного и патриотического воспитания.

 

 

Просмотров: 597 | Добавил: Алтын | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar