В конце октября традиционное заседание межведомственного методического объединения по ДНВ прошло в стенах приюта для девочек Свято-Алексеевсого монастыря. Нас встречали воспитанницы обители и их руководитель кандидат фил. наук Н.А. Сельская. Надежда Андреевна очень гостеприимно и непринужденно поделилась своим опытом по организации духовно-нравственной среды в приюте.
Алексеевский монастырь - очень древний, и основание его связано с именами великих русских святых. Святитель Московский Алексий, посетив Углич в 1371 году, выбрал место для устроения здесь святой обители. Получив разрешение святого благоверного князя Димитрия Донского, святитель Алексий направил в Углич первого строителя - монаха Адриана. Его усердием за год была построена деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, поэтому первоначально монастырь назывался Успенским. Алексеевским же он стал именоваться в сороковых годах XV века, после того, как основатель его - святитель Алексий был причислен к лику святых и в обители воздвигли храм его имени. После революции Алексеевская обитель не избежала участи других православных монастырей. Церкви осквернили, но два храма, благодаря тому, что они были занесены в реестр особо ценных памятников, не взорвали. Все годы советской власти находились эти памятники в крайнем запустении. Поскольку на месте кладбища не осталось ни памятников, ни могильных плит на месте упокоения земляков разбит розарий.
– Это ведь тоже памятник, созданный самим Господом Богом. Цветы – символ воскресения из мертвых. Осенью умирают, а весной возрождаются. Когда человек смотрит на такую красоту, он невольно наполняется добрыми чувствами. А если паломники прочтут табличку о том, что здесь погребены православные люди, кто-нибудь да помянет их и помолится об их душах – говорит игумения Магдалина.
На протяжении десяти лет в стенах монастыря действует православный приют. Здесь девочек готовят к самостоятельной взрослой жизни, не обязательно иноческой. Их обучают навыкам, необходимым в семье. Главный принцип воспитания – любовное, бережное и внимательное отношение к детям, к их нуждам и проблемам. Девочек учат тому, чтобы они относились друг к другу как родные сестры. Надежда Андреевна придумала много педагогических приемов. Удивительно, но то, чем она занимается с детьми, имеет научное название – «метод арттерапии». Она просто пишет и ставит пьески, в которых девочки, играя героинь с каким-нибудь явно выраженным недостатком, постепенно изживают точно такой же собственный недостаток. Они видят, как некрасиво быть жадной, грубой или лицемеркой и стараются не походить на своих героинь. Надежда Андреевна пообщалась с педагогами, доступно изложив принципы своего служения, которые базируются на вере и на педагогических традициях русского народа. Мы заглянули в комнаты. Прекрасная мебель. На окнах красивые шторы. Повсюду чистота и уют. Закончилось наше мероприятие чаепитием, которое по традиции тоже сопровождалось детскими выступлениями.
Хочется пожелать мира и благополучия этой маленькой обители.
|