Главная » 2014 » Декабрь » 1 » Последнее заседание межведомственного методического объединения (28 ноября) было посвящено русской религиозной философии конца XIX-начла XX
15:26
Последнее заседание межведомственного методического объединения (28 ноября) было посвящено русской религиозной философии конца XIX-начла XX
 

Последнее заседание межведомственного методического объединения (28 ноября) было посвящено русской религиозной философии конца XIX-начла XX века. В качестве лектора был приглашен протоиерей Игорь Петров (г. Рыбинск). Отец Игорь уже участвовал во встречах с представителями педагогического сообщества г Углича, принимал участие в  форуме ВРНС  в мае 2014 года в Угличе. В современной России, оказавшейся в условиях духовного вакуума, научное (светское и богословское) освоение наследия отечественной школы религиозной философии принципиально и является одним из приоритетных направлений общественно-религиозной мысли.

Русская философская мысль XIX - начала XX века представляет ярчайший пример самобытного явления в мировой культуре, на основе которого была предпринята попытка создать философскую систему, опирающуюся на патристику и русское богословское наследие, с другой стороны, постоянно преодолевавшее влияние  кабалистики, гностицизма,  вольнодумства, иных подчас антихристианских философских построений Западной Европы.

 По мнению Н. Лосского, русская философия начала развиваться уже тогда, когда государство имело тысячелетнюю историю, базирующуюся на православии, которое содержит исключительно высокие ценности. Обоснование, интерпретация христианских ценностных категорий в различных аспектах стали  общим знаменателем  в системе русской религиозной мысли XIX – начала XX веков. «…Она интуитивна и религиозна. Ее цель  в поиске Красоты, Гармонии  и Истинного Смысла…».

Н. О.  Лосский, будучи в эмиграции в начале 30–ых гг XX века, обратил внимание на то, что пороки современной ему цивилиза­ции являются следствием отречения интеллигенции, а за ними и широких масс народа от христианства. Главную задачу мыслитель видел в том, чтобы возродить идеалы христианского гуманизма.

Предположительно, первым среди русских мыслителей, кто выстроил философскую систему,  стал Владимир Сергеевич Соловьев.

Владимир Соловьев стал основоположником оригинальной школы русской религиозной философии, христианской философии. Эта школа включает в себя целую плеяду философов, наделенных разносторонними талантами и часто обладающих широкой эрудицией. Среди них особое место принадлежит отцу Павлу Флоренскому.

           Основные работы Павла Флоренского: «Столп и утверждение истины», 1913 г. (переведена на немецкий язык); «Смысл идеализма» 1915г., множество статей, очерков. Отец Павел обладал почти сверхчеловеческой эрудицией - блестящими знаниями в области философии, теологии, филоло­гии и математики. Свои философские выводы Флоренский подкреплял фактическим материалом из области медицины, психопатологии, фольклора и особенно лингвистики. Особая тема - толкование Флоренским проблемы Запада и Востока. «Он чувствовал, что развитие западной цивилизации несет в себе немало опасных уклонов. И что уклон, который захватил Россию как часть Европы, начался с эпохи Ренессанса, который он резко отрицал. Хотя он как философ со своим всеединством был очень близок к ренессансным мыслителям такого типа, как Парацельс, Беме и другие».

         Флоренский всегда был настроен антизападнически. Флоренский не был «блуждающим христианином»; если Соловьев пришел к покаянию в последние дни своей жизни, то отец Павел абсолютно осознанно взошел на «русскую Голгофу»,  путь которого был оборван расстрелом в 1937 году. Необходимо отметить, что философская  проблематика ценностей в системе христианской  аксиологии является одним из важнейших направлений русской религиозной мысли, этика для которой  связана с верой в добро и бескорыстным служением добру. Верить  в добро, значит верить в существование невидимого нравственного миропорядка, духовно-нравственных основ жизни. Русские религиозные философы выводили объективность критерии добра и зла  в их связи  с Самим Богом. Но в тоже время утверждали в человеке  личную свободу, которая проявляется через  совесть и разум и благодаря которым происходит убеждение в истинности веры в добро.

 

Категория: АНОНС | Просмотров: 488 | Добавил: Алтын | Теги: духовно-нравственное воспитание, русская религиозная философия | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar