Каталог статей

Главная » Статьи » Статьи

Учитель - слово многозначное…

Учитель - слово многозначное…

 В начале было Слово, и Слово было у Бога,  и Слово было Бог…

…потом  появился человек, созданный по образу и подобию Божьему. Тогда доверил  ему Господь  называть человеческим словом все, что создано Творцом. Так в раю зазвучали первые слова: родник, радуга,  цветок, бабочка, тепло, безмятежность, счастье… Сколько это продолжалось? Но, к сожалению,  появились и другие слова: ложь, грех, слеза, горе, боль, страх, неизвестность, одиночество, смерть … Господь милостив. Со временем в лексикон многогрешного человека все же вошли слова: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.

       Государство, родина, семья, наконец, учитель. А ведь написать последнее слово можно по-разному: УЧИТЕЛЬ, Учитель, учитель. Что же означает это слово?

    Прежде всего, УЧИТЕЛЬ – это Сам Господь, который, заботясь о созданном человеке, любя его и прощая ежесекундное предательство, Учил, как быть блаженными (счастливыми), как обрести Царство Небесное. Творец посылал людям пророков и Собственного Сына, но, увы, человек  тогда оказался неблагодарным, непослушным, невнимательным  учеником.  Но об этом не нам рассуждать, это удел богословов.

     24 мая  (по новому стилю) Православная церковь вспоминает Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славян.  Россия, Болгария  ежегодно  отмечают День славянской культуры и письменности, чуть позже, 5 июля,  к нам присоединяются Чехия и Словакия. События церковного и светского праздника посвящены людям, которых можно назвать Учителями многих народов.

    Мефодий  Кирилл родились в византийском городе Салоники в многодетной благочестивой семье, причем Мефодий – старший, а Кирилл – младший из семи сыновей. С детства братья слышали слова греческого языка и славянского говора. 

      Святой Мефодий сначала был военным . Царь однажды поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это способствовало тому, что будущий святой мог лучше научиться славянскому языку. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий устремил свои мысли к небесному. Так он  ушел в монахи на гору Олимп.

     Кирилл обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также разным языкам. После обучения он отказался от выгодного брака и поступил на должность «хранителя библиотеки» при соборе Святой Софии в Константинополе. Кирилл, как и брат, мечтает об уединении, но вынужден преподавать философию в университете. Далее будущий святой был отправлен в Болгарию, где обращает в христианство многих людей.

    Наконец желание младшего брата осуществилось: после долгих странствий  Кирилл провёл несколько лет в обители старшего брата, разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка.   В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл  составил старославянскую азбуку и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги.

       В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Таковыми стали Святые Мефоди и Кирилл.  Они продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке.

    Равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». На могиле святого совершались чудеса. В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет.

   К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Святые равноапостольные Мефоди и Кирилл, молите Бога о нас.

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими»,-  Александр Сергеевич Пушкин - поэт, драматург, прозаик,  произведения которого изучаются в современной школе. 

     Наконец, школьный учитель… Когда-то прочитала красивую фразу в учебнике о назначении преподавателя и, кажется,  удачно ввернула в какое-то  эссе:  «Сколько помнят себя люди, был среди них Учитель. Был, есть и будет, пока светит солнце. Судьба каждого человека, живущего на земле, хотя бы чуточку побывала в теплых руках педагога. Живительными лучами учительского сердца согрета наша многострадальная планета».  Как красиво, НО  громко, многообещающе сказано! Понятно, в советские времена все было с космическим размахом! А сейчас.. Сможем ли? Хватит ли сил на всю «многострадальную планету»?

    В голове крошево из миллиона ненужных терминов: мониторинг, вебинар, флешмоб (не уверена в правильности написания последних слов),  из безликой  аббревиатуры: ЕГЭ, ОГЭ, ГИА (уже устарела)… Коллеги постарше упрекаю, что в лексиконе молодых учителей то и дело сквозят «класс», «супер», «хепи энд», «круто»  и т.п. Грешны, есть такое…В оправданье скажу, что  на последних курсах повышения квалификации призывали смотреть то, что смотрят дети, очевидно, и говорить мы должны на ОДНОМ языке, иначе не поймут…

    Новые стандарты образования предполагают духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения, а преподаватели не располагают необходимыми навыками подобной работы. Нам, современным учителям, сложно увидеть, почувствовать грань между духовностью и нравственностью, просто определить для себя значение этих слов. В институте о духовном не говорили, все больше о материальном. Как  же можно рассказать детям о том, чего не знаешь сам?

   Возможно, нам нестерпимо сложно потому, что много сил потрачено на ненужную бумажную работу, что ориентиры затуманены будничной  суетой, слова не те и дети, как думается, недосягаемо далеки. В современном мире, чтобы называться учителем (хотя бы и с маленькой буквы), нужно выстроить вертикаль ценностей, определить следовать приоритетам, наконец,  постараться отделить «разумное, доброе, вечное» от сора и шелухи минутных потребностей и веяний времени.  И пусть долгожданный, заслуженный отпуск  расслабит уставшее тело, перегруженный информацией мозг и позволит сделать несколько шажочков к собственной душе… И слава Богу за все!

Ирина Большакова

 

Категория: Статьи | Добавил: Алтын (07.01.2017)
Просмотров: 41 | Теги: Учитель в России, духовно-нравственное воспитание, Углич, учитель, учитель 21 века | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar