Главная » 2015 » Ноябрь » 23 » Выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе»
11:12
Выставка-форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе»
 

Учителя истории Угличского района посетили выставку – форум «Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе», проходившую с 4 по 22 ноября  в здании Манежа г. Москва. Масштаб и накал событий, прошумевших над Россией в первой половине ХХ века, беспримерны, исключительны. Две мировые войны, три революции, ломка вековых устоев, массовые репрессии, жестокие социальные эксперименты... И в то же время — это эпоха великих надежд, невиданного энтузиазма, творческого труда, время выдающихся открытий и достижений в области промышленности, науки, образования, литературы и искусства.

Опыт поколений наших дедов и прадедов, выдержавших небывалые испытания и вновь направивших страну на созидательный исторический путь, заслуживает самого внимательного изучения. Ведь, узнавая и осмысливая нашу историю, мы знакомимся не только с нашим народом и с нашей страной, но во многом и сами с собой. Мы обретаем уникальные, бесценные знания, которые не сможем найти больше нигде, которые станут маяком и ориентиром в понимании событий дня нынешнего и грядущего.

Каковы истинные причины революций в России? Кто стоял за этими катаклизмами? Можно ли обнаружить их механизмы? Как случилось, что власть и народ великой страны допустили подобное? Каковы истинные цифры потерь и реальные масштабы достижений этого периода? Каковы не мифологизированные, а реальные персонажи и герои того времени? Насколько близки к действительности стереотипы восприятия этой эпохи у старшего и у молодого поколений?

И, наконец, самое важное. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский оставил нам мудрое и грозное предупреждение, особо остро звучащее сегодня, когда мы приближаемся к столетию со времени тех событий: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Экспозиция, которую увидели посетителям, основана на исторических свидетельствах и документах. Уникальные материалы, немалая часть которых до последнего месяца этого года хранились в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России, Третьяковской галереей. Научное консультирование осуществляли эксперты Института российской истории РАН.

Мультимедийная часть экспозиции, как и в прошлые годы, сформирована с применением самых современных технологий. Новейшие разработки, способные впечатлить самого искушенного зрителя, такие как проекционные сферы и полусферы с трехмерными панорамами и объектами, детализированные реконструкции грандиозных военных сцен и сюжетов, интерактивные и дымовые декорации, сделают путешествие по страницам отечественной истории увлекательным, незабываемым как для взрослых, так и для детей. Живые карты и книги, анимационные ролики, короткометражные фильмы, представлены в 12 залах общей площадью более 3500 квадратных метров.  Ключом к пониманию структуры экспозиции станет мультимедийная инсталляция, сопровождающая зрителя через всю выставку, общей протяженностью 220 метров

– Эта выставка – попытка осмыслить наиболее трагическое время в жизни нашей страны. Первая половина XX века была для России, пожалуй, самым тяжелым периодом за всю ее историю. А что касается отсчета времени… Исторические эпохи не всегда вписываются в строго календарное членение. Вехами времени служат значимые исторические события, крутые переломы. 1914 год завершал «долгий» XIX век и начинал век XX-й. Этот год, а не 1917-й, Первая мировая война, а не падение монархии в России и не большевистская революция стали тем глобальным рубежом, после которого изменилась судьба не только России, но и всего мира. А завершался этот период новым глобальным рубежом – окончанием Второй мировой войны, Великой Победой нашей страны (Павел Кузенков - историк).

Но прежде стоит отметить главное: вся выставка буквально пронизана православным духом. Начать с того, что экспозицию практически открывает икона Божией Матери «Державная», специально доставленная в Манеж из храма Казанской Божией Матери в Коломенском по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Выбор именно этой иконы для выставки не случаен – по преданию, явление «Державной» иконы Божией Матери произошло 2 (15) марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая II. Можно сказать, с этого момента история России вынужденно изменила направление своего течения.

И эта икона словно задает определенный настрой всей экспозиции. Потому и в других залах Манежа посетители открывают для себя то прекрасные, а то и трагические страницы из жизни Русской Православной Церкви. Чего, например, стоит мультимедийный экран, рассказывающий о том, как Русская Православная Церковь в страшные годы революционного террора спасала миллионы умирающих от голода жителей России, – в то время как большевистское правительство целенаправленно уничтожало саму Церковь, расстреливало священников, ломало и грабило храмы.

Зал христианских новомучеников. Он выполнен весьма креативно: ты будто попадаешь в длинную пещеру, где по стенам, словно иконы, висят портреты священников, пострадавших за веру. В каждом портрете – калейдоскоп сменяющихся фотографий, освященных колеблющимся языком свечи, а рядом – их мысли, предсказания, пророчества.

…Любая историческая выставка – это, конечно, факты, цифры, архивные документы. Но прежде всего – это мысли; мысли людей, оставивших след в истории; людей, определявших и направлявших ее ход. Большое количество высказываний политиков, писателей, философов, священников, словно метки, наполняют залы выставки «Православная Русь. Моя история», помогая посетителю ощутить дух того времени. Читаешь их и понимаешь, как слепы были тогда их современники, и как многого не понимают и сегодня их потомки. Но вернемся на выставку. Гуляя по залам, поражаешься тому, насколько «живой», постоянно меняющейся, удалось сделать эту громадную экспозицию. Да, есть здесь три специальных кинозала, где непрерывно идет документальная хроника. Но, и помимо этого, многие элементы экспозиции находятся в постоянно движении. Бесконечной вереницей перед глазами проходят фотографии и документы, дни, месяцы, годы, события, люди…

Создатели выставки «Православная Русь. Моя история» продумали мельчайшие детали. В залах даже цвет играют особую роль, создавая определенное настроение, передавая атмосферу той эпохи. Время революции и Гражданской войны окрашено в черно-красные тона, как бы подчеркивая весь ужас и трагизм гибели царской России. Период индустриализации окрасил залы в мирный синий цвет, а период Великой Отечественной войны – в багрово-красный как бы передающий огонь, который охватил российские города.  

Мультимедийные интерактивные экспозиции дают не просто готовую информацию, а предлагают посетителю подумать, проанализировать, сопоставить, разобраться и самому сделать вывод. К примеру, модуль, посвященный… Сталину. Как в калейдоскопе, на нем меняются картинки, содержащие различные высказывания о нем: одни его хвалят, другие – высмеивают… Вот и получается, что на левой стороне фраза писателя Михаила Шолохова«Да, был культ… Но была и личность!», а на противоположной – остроумное, хотя в то же время и трагическое наблюдение-предвидение политика и журналиста Карла Радека:«Трудно со Сталиным полемизировать: ты ему сноску, а он тебе – ссылку».

Справка:

Икона Богородицы «Державная», обретенная уже в ХХ веке, занимает особое место в ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери.

Чудесное явление Державной иконы Божией Матери произошло 2 (15 марта по новому стилю) 1917 года в церкви Вознесения в селе Коломенском под Москвой, в день отречения от престола царя-мученика Николая II.

Известие о чудесном явлении новой иконы облетело всю Россию. Православным народом это было воспринято как знак того, что Царица Небесная приняла верховную власть над Русским государством в Свои руки. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной» иконы.

Были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие Святейший Патриарх Тихон (+ 1925).

После революции икона хранилась в запасниках Исторического музея. В родное Коломенское она была возвращена в 1990 году. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Перед Державной иконой молятся о духовном возрождении России, о ее процветании, о покаянии всего русского народа и каждого христианина, о помощи во дни бедствий.

По материалам:  www.pravoslavie.ru

 

Просмотров: 636 | Добавил: Алтын | Теги: Православная Русь, патриотическое воспитание, Победа в великой отечественной войн | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar