Главная » 2017 » Январь » 7 » Историко-литературная игра» - «Плач угличан»
18:42
Историко-литературная игра» - «Плач угличан»

 

 

16 ноября на базе Угличского историко-архитектурного музея в рамках празднования Дня согласия и примирения, посвященного освобождению России от польско-литовской интервенции, состоялась муниципальная игра, посвящённая произведению древнерусской литературы «Плач о разорении города Углича».

Организатором игры выступило угличского отделение Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы при поддержке Администрации Угличского муниципального района и Управления образования. Семиклассники должны были пройти испытания на 6 станциях («Гисторики», «Летописцы», «Книжница», «Толмачи», «Изографы», «Читальница», на которых требовалось показать знание текста «Плача», исторических событий, святынь, связанных с трагическими событиями Смутного времени и полного разорения города; умение перевести текст с древнерусского языка на современный. На каждом этапе команда также могла получить дополнительный балл за правильный ответ по языку текста поучения. В игре приняло участие 9 команд школ нашего города и района. Результаты превзошли все ожидания – победителем стала команда МОУ ФМЛ (руководитель Моисеева О.Н.), остальные команды стали призёрами. Все получили почётные грамоты, подписанные Главой УМР Маклаковым С.В., из рук помощника Главы Резчиковой Е.А., которая пригласила победителей игры в поездку в уникальное учебное заведение – гимназию Свято-Алексеевской пустыни.

Богатая письменность Древней Руси XI-XVII вв. была вытеснена из культурного обихода в XVIII и XIX вв., в эпоху становления современной русской культуры. В новых условиях она сохраняла интерес почти исключительно для науки. Большие успехи в ее изучении были сделаны в конце прошлого и начале нынешнего столетий. В послереволюционный период условия для исследования древнерусской письменности были не всегда благоприятны, ибо ее органическая связь с христианским вероучением и мировоззрением была ненависта официальному атеизму. В последние четыре десятилетия постепенного духовного раскрепощения нашего общества научное и культурное освоение литературы Древней Руси впервые шли вместе, взаимно способствуя друг другу.

Плач – это лирический жанр фольклора, художественное воплощение скорби по утраченному человеку или в связи с каким-либо трагическим событием; может существовать как в стихотворной, так и в прозаической форме. Нередко используется в литературе, особенно на ранних ступенях ее развития. Так, в "Слово о полку Игореве" в качестве относительно самостоятельного фрагмента включён "Плач Ярославны". Стилистика плача использована в некоторых текстах Библии — одна из книг Ветхого Завета целиком представляет собой образец жанра («Плач Иеремии»).

Одним из таких замечательных произведений древнерусской литературы является «Плач о разорении Углича», известный как Плач уличан.

В истории Углича Смута, охватившая всю страну как следствие неясной гибели царевича Димитрия и появления самозванцев, оставила глубокий и трагический след. По свидетельству местных историков, поляки неоднократно подходили к Угличу. «За недостатком исторических сведений» трудно восстановить последовательность и сам ход событий. Красноречивым памятником разоренному Угличу стал «Плач угличан», сохранившийся в нескольких редакциях.

Весной 1611 года кремль вновь был осажден поляками, от угличан требовали признания власти короля Сигизмунда III. Интервенты уже уничтожили загородные села и монастыри, обитатели которых пытались защитить подступы к городу, а потом и три городских укрепленных монастыря, все защитники которых погибли. Оставшиеся жители закрылись в кремле, приготовились к долгой осаде и заявили, что «скорее падут мертвыми на гробы отцов своих, чем откроют ворота врагу». Ворота, как это часто бывает, открыло золото. Среди осажденных оказался предатель, который был подкуплен и ночью впустил поляков в кремль. Последние осажденные погибли в старом Спасо-Преображенском соборе, где они пытались найти спасение.

Когда русские войска Скопина-Шуйского и Делагарди пришли сюда, города уже не было, он был разграблен и сожжен. От многолюдного богатого Углича, который входил в число крупных русских городов и издавна был нанесен на европейские карты и глобусы, осталось несколько сот измученных напуганных жителей, потерявших свои дома и имущество. Указом первого царя новой династии Романовых Михаила Федоровича сюда были переселены жители других городов – Ярославля, Москвы, Ростова. Иначе, как опасались в то время, само имя города могло исчезнуть с карты России. С большими трудностями и лишениями отстроили новые угличане новый город. К концу XVII века был восстановлен кремль, построены жилые дома и церкви.

Плач угличан важен как духовно-нравственный отзыв наших предков к тем трагическим событиям, память о которых «неистребима вовек».

Просмотров: 95 | Добавил: Алтын | Теги: плач угличан, духовно-нравственное воспитание, Углич, польско-литовская интервенция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar